«Боже, как грустна наша Россия!» А.С.Пушкин - по прочтении «Мертвых душ».
«Мертвые души» России на пороге ХХ1 века
(почти по Н.В. Гоголю)
«Боже, как грустна наша Россия!»
А.С.Пушкин - по прочтении «Мертвых душ».
Вряд ли классик русской и украинской литературы, написавший в своем бессмертном произведении сочные портреты Чичиковых, Собакевичей и других «героев своего времени», мог предполагать, что через каких-то 150 лет их наследники не только оживут, но и займут весьма солидные министерские посты в Правительстве «обновленной» России. Мало того, начнут издавать приказы, до которых их предшественники просто не могли додуматься в силу недостаточной образованности, да и науки, именуемой «радиационной медициной» в то время еще не существовало.
Доказательства? Налицо: недавно появившийся Приказ(№14/6 от 15.01.99), совместно подписанный Министром здравоохранения РФ В.И.Стародубовым и
Министром труда и социального развития РФ С.В.Калашниковым. Поскольку категория граждан России, именуемая «чернобыльскими ликвидаторами», вымерла еще не полностью, несмотря на все усилия властей, необходимо обеспечить наиболее благоприятные условия для «мертвых душ», то есть ушедших из жизни «чернобыльцев», и создать максимальные проблемы для тех еще живых «ликвидаторов», которые имеют наглость претендовать на установление причинной связи их заболеваний с участием в работах на ЧАЭС. Для этого готовится и утверждается Приказом Минздрава России и Минтруда России «Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС». Он настолько любопытен и лаконичен, что его необходимо привести полностью:
« 1. Острая лучевая болезнь.
2. Лучевая катаракта
3. Местное лучевое поражение (лучевые ожоги).
4. Острый миелоидный лейкоз.
5. Рак щитовидной железы (ликвидаторов аварии на ЧАЭС 1986 г.).»
Остается лишь добавить, что все вышеперечисленные заболевания могли возникнуть лишь в острой фазе аварии, которая, как известно, завершилась в мае 1986г., и за прошедшие без малого 13 лет получившие их «ликвидаторы», в основном, ушли из жизни и перешли в разряд столь любимых двумя Министрами «мертвых душ». А что же делать с остальными «ликвидаторами», среди которых, как отмечается в научном отчете Всемирной Организации Здравоохранения (Женева,1995), «результаты радиационно-эпидемиологического анализа информации выявляют постоянный рост показателей заболеваемости и смертности» (с.191). Проще всего одним росчерком пера объявить всех симулянтами, в частности, тех, кто получил другие заболевания в результате не острого, а хронического радиационного воздействия, а таких - подавляющее большинство.
Нашим современным Чичиковым и Собакевичам, по-видимому, безразлична крупнейшая международная Программа «АЙФЕКА», специально посвященная медицинским последствиям Чернобыльской катастрофы, разработанная под эгидой ВОЗ и ООН, в рамках которой существует специальный проект «Ликвидатор», предусматривающий углубленное изучение проблем их здоровья. Гораздо проще и спокойней экономить на инвалидах государственные средства, разворованные по другим каналам. Ведь именно эту цель (экономии) и преследует новоиспеченный «Перечень заболеваний». Как говорил другой наш классик, автор бессмертной комедии «Горе от ума»:
« Подписано - и с плеч долой!»
А тот факт, что, согласно упомянутому научному отчету ВОЗ, «распределение годового количества радиационно-индуцированных смертей среди населения» только сейчас начинает резко расти, и этот рост будет продолжаться, по крайней мере, до 2050 года (с.190,191), по-видимому, наших бравых Министров, призванных защищать здоровье и социальные права трудящихся, интересует еще меньше. Ведь жители загрязненных территорий, в основном, подвергаются хроническому облучению так называемыми «малыми дозами». А то, что их дети свои соматические и генетические заболевания понесут в ХХ1 век, подрывая генофонд нации, видимо, их личное дело. Ведь государству, ответственному за преступление века, именуемое «Чернобыльской катастрофой», нет дела до народа, который оно обрекло на уничтожение, считая его, по-видимому, «мертвыми душами».
Александр ГЛУЩЕНКО,
участник работ по ЛПА на ЧАЭС в 1986-1987 г.г., инвалид Чернобыля второй группы, кандидат технических наук, член Международного Общества анализа риска, член Европейской Ассоциации по атмосферным выбросам, член Евразийского Клуба независимых ученых России.
Москва Февраль 1999г.