В феврале 1996 года группа ученых-инвалидов Чернобыля обратилась к гражданам России с обращением «Не можем молчать!», которое было опубликовано в Московской чернобыльской газете «Заслон» (N2, 1996) и в моей книге «О прошлом и будущем. К истории Чернобыльской катастрофы» («Грааль», Москва, 1999). В нем, в частности, говорилось, со ссылкой на книгу одного из ведущих специалистов с мировым именем в области радиационной медицины, профессора Калифорнийского университета в Беркли (США) Джона Гофмана: «Чернобыльская авария: радиационные последствия для настоящего и будущих поколений»:
Открытое письмо
Министру здравоохранения и социального развития РФ Зурабову М.Ю.
Уважаемый Михаил Юрьевич!
В феврале 1996 года группа ученых-инвалидов Чернобыля обратилась к гражданам России с обращением «Не можем молчать!», которое было опубликовано в Московской чернобыльской газете «Заслон» (N2, 1996) и в моей книге «О прошлом и будущем. К истории Чернобыльской катастрофы» («Грааль», Москва, 1999). В нем, в частности, говорилось, со ссылкой на книгу одного из ведущих специалистов с мировым именем в области радиационной медицины, профессора Калифорнийского университета в Беркли (США) Джона Гофмана: «Чернобыльская авария: радиационные последствия для настоящего и будущих поколений»:
«... если представленные данные соответствуют действительности, последствия радиационного воздействия Чернобыльской аварии на здоровье людей только в первые пять лет нельзя назвать иначе как катастрофическими...».
Добавим к этому, что отдаленные генетические последствия Чернобыльской катастрофы представляют большую опасность для здоровья россиян, украинцев, белорусов и в будущих поколениях.
У любого нормального человека возникает закономерный вопрос: а что же происходит через десять лет после Чернобыля, в частности, в России?
Ответ на этот вопрос у нас один - население России вымирает, и этот процесс идет с нарастающей скоростью. К этому необходимо добавить, что многие положения Закона о Чернобыльской катастрофе не выполняются, выделяемые финансовые средства зачастую не доходят до тех, кому они предназначены, реальные последствия катастрофы искажаются и замалчиваются. Уровень жизни инвалидов Чернобыля за последние пять лет значительно снизился. Всё это усугубляет и без того крайне тяжелую ситуацию...».
Сегодня уместно поставить ещё один вопрос: а что же происходит в России через 18 лет после Чернобыльского ядерного взрыва, радиоактивное облако которого дважды обошло Северное полушарие планеты? Ответ, на основании анализа многочисленных фактов и исследований, тот же - процесс вымирания населения России идёт с нарастающей скоростью, более одного миллиона человек в год. Эти факты хорошо известны чернобыльской общественности, но, по-видимому, с ними плохо знакома российская государственная власть. Так же плохо знакома она со «Стратегией реабилитации «Гуманитарные последствия аварии на Чернобыльской АЭС», разработанной Международной миссией специалистов разных стран мира по заказу экспертов Программы Развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) и Всемирного Детского Фонда ООН ( ЮНИСЕФ) при поддержке Управления ООН по координации гуманитарной деятельности (УКГД ООН) и Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ). В отчете от 6 февраля 2002 года (Нью-Йорк-Минск-Киев-Москва), опубликованном, в частности, в московской Чернобыльской газете «Заслон» (N2(51), апрель 2002 г) представлены результаты исследований, инициированных организациями системы ООН с целью получения современной и достоверной информации об условиях жизни населения, пострадавшего от аварии на Чернобыльской АЭС пятнадцать лет назад, а также рекомендации по оптимальному решению проблем, связанных с жизнью этих людей, выработанные на основании данной информации. В отчете подчеркивается, что «...у остального мира (кроме России, Украины, Беларуси - А.Г.) сохраняется важный практический интерес к чернобыльской проблеме. Этот интерес относится не только к вопросам безопасности самой АЭС, но и к получению знаний о долгосрочном воздействии радиоактивных осадков на здоровье человека, а также о сложных аспектах управления в условиях чрезвычайной ситуации, в частности, при возникновении аварии... Нельзя просто отвернуться от проблемы и оставить задачу выполненной лишь наполовину. Очевидны и моральные обязательства. Речь идёт о благополучии множества людей, в том числе, и детей, будущее которых во многом зависит от решений, принимаемых не ими....При всех разрушениях и человеческих страданиях данная проблема оказалась в центре не имеющего прецедентов эксперимента в области международного сотрудничества, в котором участвуют не только правительства и международные организации, но и медики, учёные и рядовые граждане, добровольно работающие в программах партнёрства для оказания помощи взрослым и детям, пострадавшим от чернобыльской аварии...
...Миссия определила следующие пять ключевых принципов нового подхода к решению проблем последствий аварии, представленного в данном отчёте:
· решение чернобыльских проблем должно строиться на целостном подходе к потребностям как отдельных людей, так и групп пострадавшего населения, а также - в возрастающей степени - с учетом потребностей общества в целом;
· цель должна заключаться в оказании помощи как отдельным людям, которые должны взять своё будущее в собственные руки, так и сообществам, которые должны самостоятельно определять собственное будущее;
· эффективное использование ресурсов означает их направление на удовлетворение потребностей наиболее пострадавших людей и групп населения, включая детей. Масштаб работ по ликвидации последствий должен быть соизмерим с остротой проблем;
· новый подход должен увенчаться изменениями устойчивого и долгосрочного характера в рамках концепции развития;
· международные усилия будут эффективными только при условии, что они поддерживают, углубляют и способствуют переменам в рамках гораздо более масштабных программ, осуществляемых местными и национальными правительственными органами и общественными организациями трёх стран.
...Исходя из этих принципов и результатов проведенной оценки, в отчёте предлагается новая среднесрочная стратегия, которая должна послужить основой для возобновления активного участия международного сообщества в решении гуманитарных проблем, связанных с аварией».
Как же на фоне предлагаемой авторитетными международными экспертами и структурами ООН новой чернобыльской стратегии, после опубликования которой прошло свыше двух лет, выглядит нынешняя политика российской государственной власти по отношению к проблеме Чернобыля и чернобыльцев, как гражданских, так и военных, которые, в основном, добросовестно выполнили свой долг по защите Отечества и народа, заплатив за это многими десятками тысяч жизней ?
Один из крупнейших генетиков мира, создатель и бывший директор Института общей генетики имени Н.И.Вавилова Российской Академии наук, академик РАН Н.П.Дубинин, к сожалению, ныне покойный, отмечал ещё 10 лет назад в своей книге «Некоторые проблемы современной генетики» («Наука», Москва, 1994):
«Несмотря на огромные размеры несчастья, приглашенные правительством медицинские эксперты недопустимо занижали медицинские и генетические последствия от радиации на людей, место жительства которых располагалось по следу от Чернобыльского облака. Было заявлено, что выпавшие радионуклиды не оказывают никакого влияния на здоровье людей и наследственное здоровье их потомков...
На самом деле, и это стало ясным в наши дни, опасность от радионуклидов для людей, живущих на загрязнённых территориях, велика. Население ряда территорий Беларуси, Украины, России остаётся горьким заложником повышенного фона радиации, влияние которого вызывает болезни и генетические последствия.... В целом, катастрофа в Чернобыле затронула миллионы людей. Встаёт вопрос о десятках миллионов человек, нуждающихся в помощи...».
Обратимся к фактам последнего времени. Ни для кого не секрет, что каждый так наз. «чернобыльский ликвидатор» рано или поздно становится инвалидом, так как и количество заболеваний растет, и состояние здоровья ухудшается. 01.04.2003 года Президентом РФ был подписан Указ N383 «О проведении в РФ международного Года инвалидов». По-видимому, его надо расценивать как первоапрельскую шутку, так как ничего реального по этому Указу выполнено не было , как не существует по сей день и Федеральной Программы по проблеме последствий Чернобыльской катастрофы. Зато существует недавно принятый Государственной Думой во втором чтении Федеральный Закон «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым предусматривается дальнейшее «ужесточение» чернобыльского законодательства. (проект N 371345-3, размещен 19.03.2004).
Эта тенденция вполне соответствует последнему перечню заболеваний ликвидаторов, утверждённому Минздравом РФ, по которому получить причинную связь заболевания с участием в работах на Чернобыльской АЭС могут разве что покойники.
Сложившаяся ситуация с выполнением Постановлений Конституционного Суда РФ N18-П от 1.12.1997 и N11-П от19.06.2001 вынуждает инвалидов Чернобыля обращаться с жалобами в Европейский Суд в Страсбург.
В отношении медицинских проблем. Традиционная медицина, как правило, ориентировалась и продолжает ориентироваться на диагностику и лечение уже состоявшихся разнообразных заболеваний. В свете вышеизложенного, по мнению известного ученого в области радиационной медицины и радиационной генетики, ведущего научного сотрудника Института общей генетики имени Н.И.Вавилова Российской Академии наук И.И. Сускова, необходим иной подход, особенно для обширных категорий населения зон так наз. «повышенного экологического риска» - превентивная диагностика мутагенных эффектов на молекулярно-клеточном и цитогенетическом уровне. Сейчас является крайне актуальной и принципиально важной проблема практической реализации принципов комплексного эколого-генетического анализа риска, двуединого радиационно-зкологического и медико-генетического мониторинга (контроля) малых доз ионизирующей радиации и химических токсикантов в зонах повышенного экологического риска (чернобыльских выпадений) России, Украины, Беларуси и стран Европы.
Любая болезнь начинается с накопления поврежденных молекул и клеток в организме, которые вызываются воздействием мутагенных факторов. Во-время проведенный мониторинг и выявленные нарушения позволяют прервать процесс накопления поврежденных молекул и не довести его до развития болезни.
В результате выполнения указанной работы может быть получена комплексная оценка состояния здоровья обследуемых лиц, выявлены скрытая доклиническая патология (функциональные расстройства) отдельных систем и органов, степень поражения организма, определена кумулятивная биологическая (поглощенная ) доза по частоте хромосомных аберраций (с дифференциацией химико-токсической компоненты), может быть дан генетический прогноз здоровья обследуемых лиц и их детей.
В целом, полученные результаты заложат основы своевременной популяционной диагностики генотоксических эффектов в современных поколениях и сделают возможным прогноз нежелательных последствий для генофонда будущих поколений в зависимости от величин накопленных доз и типа излучения. Это, в свою очередь, с учетом сравнительно низкой стоимости анализов, могло бы существенно снизить государственные затраты на лечение и пенсионное обеспечение лиц, получивших инвалидность, профессиональное или наследственное заболевание вследствие воздействия техногенных факторов в экстремальных условиях (например, в условиях Чернобыльского ядерного взрыва). Учитывая растущее число как соматических ( раки щитовидной железы у детей, сердечно-сосудистые заболевания), так и генетических патологий, включая бесспорно доказанные факты геномной нестабильности у детей, проживающих на территориях с радионуклидными загрязнениями, предлагаемый подход прямо соответствует рекомендациям специалистов Миссии ООН:
1. Международному сообществу следует перейти на новый подход при решении проблем, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС и её последствиями.
2. Такой подход не должен быть направлен только на решение проблемы радиоактивного загрязнения. Он должен быть целостным, объединяя между собой медицинские, экологические и экономические меры, с целью комплексного решения всех проблем пострадавшего населения. При этом особое внимание следует уделять решению проблем детей и молодёжи в пострадавших населенных пунктах.
3. В новом подходе необходимо признать, что для всего мира жизненно важно извлечь уроки Чернобыля. Поиски истины и понимания различных вопросов следует вести так, чтобы пользу из этого извлекло не только человечество в целом, но и население, пострадавшее от аварии и её последствий. Международное сообщество должно взять на себя долю ответственности за будущее благосостояние тех, чья жизнь была омрачена чернобыльской аварией.
Надеюсь на взвешенную и конструктивную позицию нового Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
С уважением
Глущенко Александр Иванович,
ядерный физик, радиоэколог, к.т.н.
чернобыльский «ликвидатор» в 1986-1987 г.г.
член Евразийского Клуба независимых ученых,
член Международного Общества анализа риска
Апрель 2004г. Москва в 1997 - 2002 г.г.